А ведь сегодня - день подвига брига "Меркурий"!

14 мая 1829 года в ходе русско-турецкой войны три русских корабля: фрегат "Штандарт", бриги "Орфей" и "Меркурий" - у входа в Босфор встретили турецкий флот. Командир отряда капитан-лейтенант Сахновский поднял на "Штандарте" сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход".
читать дальшеПостроенный в 1819 году Севастополе 18-пушечный "Меркурий" предназначался для крейсерской и посыльной службы. Более тихоходный, чем две других судна, он стал главной целью преследования турецких кораблей. Его противниками выступили флагманы турецкой эскадры: 110-пушечный линейный корабль "Селимие" и 74-пушечный линейный корабль "Реал-бей". На борту "Реал-бея" в этот момент находились пленные русские офицеры: за две недели до битвы "Меркурия" его бывший командир капитан 2-го ранга Семен Михайлович Стройников, командуя 36-пушечным фрегатом "Рафаил", в тумане попал в окружение турецкой эскадры и без боя спустил флаг.
Командир брига "Меркурий" капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, поднимая тяжесть положения, собрал совет офицеров, который единогласно высказался за то, чтобы сражаться до последнего. "Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели", - гласил Морской Устав Петра Великого. Было решено сражаться, в случае, если корабль будет не в состоянии дальше вести бой, сцепиться с ближайшим кораблем противника, любой из оставшихся на тот момент офицеров должен был взорвать корабль, выстрелив в крюйт-камеру. Для этого на шпиль (ворот для подъема якоря) был положен заряженный пистолет.
Тяжелый на ходу маленький бриг намного превосходил турецкие корабли подготовкой экипажа. Русские команды ставили все паруса на подобном судне за 4-5 минут, в то время как у турецких матросов такая же работа требовала не менее 10-15 минут. Благодаря искусному маневрированию и меткости русских канониров "Меркурию" удавалось не только успешно уклоняться от вражеских залпов, но и вывести из строя рангоут 110-пушечного "Селимие". Турецкий флагман под флагом капудан-паши вынужден был лечь в дрейф. Возникший на "Меркурии" пожар был вовремя потушен.
Младший флагман турецкой эскадры "Реал-бей" продолжил преследования, но в конце концов тоже вынужден был прекратить его после того, как русские канониры удачным выстрелом повредили его такелаж.
Маленький 18-пушечный бриг после 4,5-часового боя с двумя огромными турецкими флагманами ушел непобежденным на соединение с русской эскадрой. 4 матроса было убито, 6 ранено. Бриг имел 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений в рангоуте, 133 в парусах и 148 в такелаже. Фактически судно не рассыпалось только благодаря использованной кораблестроителями новой прогрессивной системе набора корпуса, повышавшей его прочность. Сам Казарский во время боя был контужен, но до конца оставался на мостике, командуя кораблем.
Подвиг брига "Меркурий" был оценен не только в России. Сами турки с уважением описывали беспримерное мужество корабля и его экипажа. Штурман турецкого флагмана "Реал-бея" писал:
"Если на свете и существую герои, чье имя достойно быть начертано золотыми буквами на Храме Славы - то это он, и называется он капитан Казарский, а бриг - "Меркурием". С 20 пушками, не более, он дрался против 220 в виду неприятельского флота, бывшего у него на ветре".
Бриг "Меркурий" стал вторым после легендарного "Азова" кораблем русского флота, удостоенным права носить кормовой Георгиевский флаг. В память об этих кораблях в русском флоте всегда должны были находиться на вооружении корабли. носящие имя "Память "Азова" и "Память "Меркурия". Все члены экипажа брига были награждены орденами и медалями, а в дворянские гербы офицеров рескриптом императора было внесено изображение пистолета - в память о том пистолете на шпиле, приготовленном для того, чтобы взорвать корабль.
Спустивший перед неприятелем флаг фрегат "Рафаил", переименованный турками в "Фазли-Аллах", был отбит в 1853 году в Синопском сражении. После победы по приказу адмирала Нахимова фрегат, как "недостойный более носить Андреевский флаг", был уничтожен на Синопском рейде орудиями кораблей русской эскадры.
В 1834 году в Севастополе был возведен первый памятник города. Он был выстроен по проекту архитектора Александра Брюллова на средства, собранные моряка Черноморского и Балтийского флотов. Бронзовая триера на гранитном постаменте и сейчас возвышается на холме над бухтами Севастополя. На граните надпись: "Казарскому. Потомству в пример".

Широко известна картина Айвазовского, изображающая бой "Меркурия":

Но куда более ценен вот этот рисунок, выполненный одним из офицеров брига: